Народное образование в улусе до революции

 

Истоки образования в улусе берут начало с момента открытия первой  школы. 04.05.1769 года Иркутский губернатор генерал-поручик А.И. Бриль, отвечая на запрос Софрона Сыранова, отдал распоряжение «об обучении грамоте бесплатно в воеводческой канцелярии» якутских детей, что не было реализовано. В 1817 году № 20 газеты «Северная почта» отмечено «многие из якутов… ощущая пользу от учения… отдают своих детей в училище для обучения русскому языку и наукам с намерением сделать их способными обучать других детей в улусах своих». В 1835 году смотритель уездного училища Д.П. Давыдов предложил открыть церковно-приходские училища  в 7 улусах на общественном обеспечении, что осталось только на словах. Дети зажиточных семей обучались либо в городских училищах, либо в домашних условиях политическими ссыльными. В 1913году министр образования России Л.А. Кассо утвердил «Правила о начальных училищах инородцев». Если в церковно-приходских училищах обучали читать, писать, считать, православные законы, церковным песням, то в начальных училищах инородцев приучали к основам арифметики, природоведения, чтения гражданских и православных книг, песнопения. Хотя изучение родного языка входило в требования, но не выполнялось.

В нашем улусе, начиная с 1872 года до революции, открыто 6 церковно - приходских, 2 начальных училища. Обучение, опираясь на жестком соблюдении порядка, велось на русском языке.

18 января 1918 гола в советской школе приостановлено изучение православных законов. Церковно-приходские училища преобразованы в начальные. Составление С.А.Новгородовым якутского алфавита на основе латинского послужило предпосылкой введения Совнаркомом ЯАССР изучения родного языка с 12.08.1922 гола. В 1922-1923 году изучение якутского языка начато в начальных школах, с 1933-1934 учебного года – в неполных средних общеобразовательных школах.

Всеобщее обязательное начальное образование введено в 1933-1937 гг., неполное среднее образование – 1936-1957 гг., общее среднее образование – 1974-1975 гг.

 

Состояние образования в улусе до революции

 

Алексей Алексеевич Аржаков – Сэсэн в 1789 году на Санкт-Петербургской встрече с императрицей Екатериной Второй, наряду с шестью  с другими жизненно важными для якутов проблемами, заострил внимание на вопрос открытия школ для якутских детей. В годы жизни выдающегося провидца, патриота его зачин не претворился в реальность. Только в 1861 году, благодаря неустанным требованиям его последователей, при Якутском Спасском Соборе открыта первая школа для инородцев.

 Другой Борогонский голова Говоров в 1861 году попросил якутского губернатора об открытии школы, указывая на то, что все расходы обеспеченные жители улуса берут на себя и политический ссыльный О.М. Масюков согласился работать учителем на бесплатной основе. Просьбе губернатор отказал. Об этом факте упомянуто в №186 1861 года журнала «Сибирь». В.Ф. Афанасьев в своем труде «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии» (124 с.) пишет о том, что О.М. Масюков в доме, где проживал, обучал нескольких детей чтению, письму, счету. В 1862 г. протодьякон Евстафий Лонгинов в Дендю (Дюпсюне) открыв школу в якутском балагане, обучал четырех детей, о чем указано в 4-м издании «Сибирского вестника» 1887 г. на стр. 181. В Танде политический ссыльный Л.Г. Левенталь в 1896 году на свои средства обучал детей из бедных якутских семей, один из которых Д.С. Егоров – отец профессора, доктора биологических наук А.Д. Егорова ( В.Ф. Афанасьев «Школа и развитие педагогической мысли», с. 60).

В труде Казаряна П.Л. «Якутия в системе политссылки в России» 1998 г. на стр. 388-399 указано, что в за период 1826-1917 гг. на территории современного Усть-Алданского улуса проживали: в Борогонском улусе – 12 политических ссыльных, Дюпсюнском улусе – 7, Первом и Втором Баягантайском, Кангаласском наслегах - 19  политических ссыльных. О роли политических ссыльных в повышении культуры организации жизни и быта; выращивании зерновых, картофеля, овощей; обучении населения грамоте и проведении разноплановых научных исследований глубоко изучено в научных трудах Г.П. Башарина. Ф.Г. Софронова, В.Н. Иванова, П.С. Троева, Г.В. Попова и других.

Достаточно широко освещено в печатных изданиях, средствах массовой информации о роли политических ссыльных в привитии основ грамоты, счетоводства детям, молодежи, в пробуждении политической активности населения: в Дюпсюнском наслеге - Н.П. Страндена, П.Д. Ермолова, Д.А. Юрасова; в Первом Оспехском – С.Е. Ястремского, в Первом и Втором Легойском – О.М. Масюкова, Н.Я. Когана, Гомулецкого, А. Шафранского, в Первом Баягантайском – Л.Г. Левенталя и других.

Первыми учреждениями образования в Усть-Алданского улуса считаются церковно-приходские школы при местных церквях. Так, такие школы открыты при церквях: «Вознесение» Мюрюнского Томтора в 1872 году, Дюпсюнском «Троицкое» в 1874 году, Чериктяйском «Богородско-Владимирское" в 1888 году, Легойском «Троицкое» в 1890 году, Соттинском «Покровское» в 1892 году, Тандинском «Николаевское» в 1892 году. Как первые учителя в этих школах известны в Мюрю – Ширшиков И.С., Дюпсюне – Лонгинов Е., Чериктее – Иоанн Сивков, Бярие – Андрей Сизых, Максим Леонтьев, Танде – И.В. Попов, Соттинцах – Василий Охлопков, Климент Попов.

Деятельность православного духовенства во все времена была тесно связана с народным образованием. Для якутов церковные школы гравоты становились первой ступенькой в мир знания.

На территории Усть-Алданского улуса действовали 7 церквей, которые внесли значительный вклад в культурно-нравственное духовное развитие населения улуса.

Первая двухпрестольная Борогонская Вознесенская церковь построена в начале 19 века на средства жителей Борогонского и Дюпсюнского улусов и освяшена в 1805 году. К 1826 году количество прихожан церкви составляло 4630 человек. В 1895 году на средства прихожан и пожертвований была построена вторая церковь. В обеих церквях имелась библиотека книг и журналов духовно-нравственного содержания. Размеры церковных земель составляли 66 десятин. В 1872 году при церкви открыта церковно-приходская школа с учителем Ширшиковым Иваном Семеновичем. В двух приходах к 1910 г. проживало 5137 человек Курбусахского, Бэрт-Усовского, Хоринского, Сасылыканского, части Первого Легойского, Сабарайского, Сыгатского наслегов Борогонского улуса.

В Дюпсюне церковь построена в 1856 г. на средства прихожан Дюпсюнского улуса, освящена архиепископом Иннокентием Вениаминовым 30 марта 1857 г. в 1871 году была выделена земля в размере 105 десятин. При церкви действовала библиотека, в которой насчитывалось свыше 300 экземпляров книг, журналов духовно-нравственного содержания. При церкви в 1874 году открыта церковно-приходская школа. К 1909 году в приходе проживало 2669 человек Первого Оспехского, Батагайского, Тябиковского наслегов Дюпсюнского улуса.

Джегудейская Богородицко-Владимирская церковь заложена в 1868 году и освящена 9 февраля 1880 года епископом Дионисием. Выделено 33 десятины сенокосной земли. К 1909 году в приходе проживало 2592 человек Чериктейского, Онерского, Тюляхского наслегов и Харанского родя Баягантайского наслега.

Легойская Троицкая церковь построена в 1861 году на урочище бярия на реке Танда Второго Легойского наслега на средства прихожан. При церкви действовала библиотека с более 100 книгами и журналами. Сенокосные угодья церкви составляли 33 десятин. С 1890 года по 1895 год учителем работал Алексей Бушуев. В приходе к 1909 году проживало 2055 человек Первого, Второго Легойского, Уголятского и части \сыгатского наслегов.

Во Втором Оспехском наслеге Дюпсюнского улуса церковь заложена в сентябре 1880 года на средства И.Ф. Белолюбского. Размер сенокосных земель составлял 30 десятин. Численность прихожан в 1909 году составляла 2413 человек Второго Оспехского, Наяхинского, части Кобяйского, Бетюнского наслегов Дюпсюнского улусов.

С 1872 года по 1878 год на средства жителей Первого и Второго Соттинских и Сабарайского наслегов Борогонского улуса в Первом Соттинском наслеге построена церковь и освяшена 8 июля 1878 года. Выделена знмля в 32 десятины. В 1893 году при церкви открыта церковно-приходская школа. К 1909 году в приходе проживало 2517 человек  Первого и Второго Соттинских, Сабарайского, Сыгатского наслегов Борогонского улуса, Первого и Второго Одейского, Мурчукского наслегов Намского улуса и Мегюренского наслега Мегинского улуса.

Первая Тандинская церковь построена и освящена в 1881 году в Первом Баягантайском наслеге. В 1904 году церковь сгорела. Новая церковь построена и освящена в марте 1908 года на средства жителей Первого и Второго Баягантайских, Кангаласского наслегов. Размер земельных угодий составлял 33 десятин. В 1893 году открыта церковно-приходская школа. В 1909 году к приходу относились 1605 жителей Первого и Второго Баягантайских, Кангаласского наслегов.

В широком распространении образования способствовали тяга к грамоте, стремление к знаниям, упорство местного населения. Так, особо отмечены в наслегах семьи, раньше всех понявшие значение образования для будущего своих детей.  Местников Гавриил Андреевич окончил в 1865 году Якутское уездное училище, работал письмоводителем при Областном правлении, организовал курсы письмоводителей, где учил своего земляка Говорова И.С. Говоров Иннокентий Степанович из Первого Ольтехского наслега (1856 г.р.) обучал своих троих сыновей, из материалов архива известны следующие факты:   Иван (1881 г.р.) – студент Казанского университета; Степан (1884-1904) учился в фельдшерском училище г. Омска, умер по дороге домой; Иннокентий (1887 г.р.) – студент Санкт – Петербургского университета; Александр (1892-192.) учился в реальном училище в Сергиевом Посаде косторезному делу, окончил школу прапорщиков, разведчик, унтер-офицер, кавалер двух Георгиевских крестов, постоянный сотрудник газеты «Рабочая Красная Армия и флот», помощник главкома Петроградского военного округа;  Ксенофонт (1894 г.р.) – учащийся 4 класса Якутского реального училища. Бурнашев Анастасий Григорьевич – Анастаас уус из Уголятского наслега обучал старшего сына Степана (Хасханньа – 1857 г.р.) у политссыльных, младший сын Петр окончил миссионерское училище. Впоследствии у Степана Бурнашева сын Тихон окончил учительскую семинарию, дочь Елена обучалась в церковно-приходской школе. Такими семьями, имеющими заслуги в распространении образования в улусе, являются: в Первом и Втором Оспехском наслегах – Афанасьевы, Никифоровы, Сивцевы, в Чериктейском – Поповы, в Первом и Втором Ольтехском – Местниковы, Колодезниковы, Говоровы, Желобцовы, в Берт – Усовском – Бурцевы, в Первом и Втором Соттинском – Аржаковы, Барашковы, Васильевы, в Сыцахском – Алексеевы, в Баягантайском – Готовцевы, Егоровы, Андросовы, в Тюляхском – Алексеевы, в Первом и Втором Легойском – Мигалкины, Васильевы, Бурнашевы, Заболоцкие, Аржаковы и другие.

Как свидетельствуют данные Всероссийской переписи населения, проведенной в 1897 году, из каждого 1000 якутов 7 человек умели читать, писать, то есть были образованными. Такая же картина наблюдалось в Усть-Алданском улусе. В опубликованном списке за 1908 год семей урдусов и статистическом сведениях о них указано, что в Кутааминском, Ойээмском, Тандинском родах Угэлээхского наслега на 100 семей приходится 445 человек, из которых 9 – грамотные. Во Втором Легойском наслеге проживали 678 человек в 153 семьях, из которых 10 являются грамотными (фонд №343 национального архива РС (Я) опись №1, 31 страница).

В 1901 году 9931 человек проживало в Борогонском улусе, в церковно-приходских школах при церквях «Вознесенское», «Троицкое», «Покровское» которого обучалось 32 детей, из них 3 – девочки (фонд №343 национального архива РС (Я) опись №1, 517 страница).

В таблице приведена численность учеников школ Борогонского, Дюпсюнского улусов в 1902 г., приведенная в ф-287-и опись 3 документе № 28 Национального архива РС (Я).

Таблица

Численность учеников школ

Борогонского, Дюпсюнского улусов в 1902 г.

 

Школы

Обучалось

Окончило

мальчиков

девочек

мальчиков

девочек

1

Тандинская

6

1

4

-

2

Борогонская

16

1

1

-

3

Легойская

7

-

-

-

4

Дюпсюнская

17

3

-

-

5

Соттинская

5

-

2

-

 

Всего

51

5

7

-

 

 

В 1906 году в Дюпсюнском улусе в церковно-приходской школе и школе тайного советника Мослова И.И. обучалось 27 детей (фонд №343 национального архива РС (Я) опись №1, 7 страница).

В 1917 году в 6 школах 9 учителей обучали 42 детей. В дореволюционные годы внесли неоценимый вклад в развитии образовании своим добросовестным трудом: И.И. Соловецкий, А.И. Попов, О.Е. Пылаева, М.П. Шепелев, С.П. Лонгинова, А. Бушуев, Ф Трофимов, М. Азаров, П. Словицкай, Н.Данилов, Г.Винокуров, местные выходцы Н.П. Афанасьева, П.А. Бурнашев, И.С. Говоров, Г.А. Местников, П.А. Ушницкий, И.Ф. Афанасьев, И.С. Турантаев, В.Г. Андросов, К.И. Говоров, А.С. Бурнашев. Учителя тех лет непрекословно выполняли требования учебных планов, программ, уделяли особое внимание привитию ученикам аккуратного почерка, навыков грамотного письма, точных знаний.

Благодаря прогрессивному уму политических ссыльных, впитавшись их идеями, мыслями, получив первоначальные навыки, знания у добросовестных учителей, выходцы из нашего улуса, продолжив  свое образование, стали специалистами в своих отраслях, известными просветителями, деятелями, отстаивавшими интересы и будущее своего родного края. Имена некоторых из них навечно запечатлены  в истории Якутии.

Революционер-народник Бурнашев Илья Прокопьевич в 1881 году учащийся Иркутской гимназии, известен в 1882 году как участник кружка «Народная воля» Неустроева К.Д. – Урсика. В 1883 году сослан в родной Второй Легойский наслег, где неустанно пропагандировал идеи культуры, образования, противостояния к неравноправию.

Идеолог, лидер якутской интеллигенции, один из первых литераторов, драматург, переводчик, журналист, ученый, юрист В.В. Никифоров – Кюлюмнюр – выдающийся общественный деятель нашего народа.

Активный член «Союза якутов», знаток якутского языка и литературы, человек прогрессивного ума Говоров Иннокентий Степанович.

Известный общественный деятель, краевед-музеевед, активный член «Союза якутов» Петр Алексеевич Афанасьев – Бэтуруусэ.

Первый из якутов инженер с высшим образованием Желобцов Николай Евграфович.

Афанасьев Михаил Алексеевич в 1897 году окончил юридический факультет Московского императорского университета, работал мировой судьей города Якутска, заместителем прокурора округа , награжден орденом «Святого Станислава» Третьей степени, удостоен звания «титулярный советник со старшинством», в годы советской власти – юрист представительства ЯАССР в Москве.

Первый из якутов литературный критик Леонтьев Василий Никонорович, церковнослужители Колодезников Иван Степанович, Бурнашев Петр Анастасьевич.

Народный учитель Галактионов Иван Дмитриевич известен как первый учитель Ытык-Кельской школы, обучивший Алампа Софронова читать- писать, писарь управы, глава Борогонского улуса.

Одна из первых учителей-женщин Якутии, добивавшаяся права обучения девочек в школе, выпускница Якутской женской прогимназии, учитель школы Бахсы, уроженка Второго Легойского наслега Аржакова Евдокия Софроновна.

Учитель, заведующая школы Дюпся, член организованного Е. Ярославским кружка «Молодой социал-демократ» Афанасьева Галина Петровна.

Ушницикий Платон Афанасьевич с отличием окончил Казанскую инородческую гимназию, учительствовал в школах Намского, Усть – Алданского районов, один из учителей, обучивших грамоте Максима Кировича Аммосова.

Выпускники учительской семинарии, посвятившие свою жизнь народному просвещению выпускники двухгодичных учительских курсов Турантаев И.С., Кычкин Г.Д., Афанасьев Г.А., Портнягин П.Н., Сивцев И.А.

В годы гражданской войны на полях сражений пали первый учитель Нижней Колымы, выпускник учительской семинарии, уроженец Второго Легойского наслега  Бурнашев Тихон Степанович, учитель Тандинской школы Андросов Василий Георгиевич, учитель Борогонской школы Говоров Ксенофонт Иннокентьевич, председатель ревкома Борогонского улуса, учитель, по специальности фельдшер Заболоцкий Михаил Михайлович.

Выпускник учительской семинарии, учитель Баягинской, Тандинской школ, доктор биологических наук, профессор Егоров Алексей Дмитриевич.

Одна из первых врачей улуса Афанасьева Надежда Петровна.

Фольклорист, старший научный сотрудник Мирового литературного института имени М. Горького, кандидат филологических наук, первый чемпион по шахматам города Якутска Пухов Иннокентий Васильевич.

Второй секретарь Якутского обкома ВКП (б) Окоемов Николай Николаевич.

Первый из молодежи улуса направленный в 1921 году в КУТВ, организатор комсомола, один из первых коммунистов улуса Мигалкин Николай Дмитриевич.

Первый председатель ревкома Борогонского улуса Васильев Николай Васильевич.

Лидеры Якутского комсомола, делегаты Всесоюзных съездов комсомола Гуляев Петр Николаевич, Находкин Семен Евтропьевич, Филипп Говоров.

Вышеперечисленные и многие другие уроженцы улуса стали известны благодаря образованию, полученными в первых школах улуса, знаниям и навыкам, привитым дореволюционными учителями.

 

Ликвидация безграмотности

Коренному преобразованию, развитию образования способствовала советская власть. Сразу после октябрьской социалистической революции принятие декрета В.И. Ленина «О ликвидации безграмотности», образование Всесоюзного общества «Долой неграмотность!» под руководством председателя ЦИК М.И. Калинина нацелили на проведение работы с широким охватом масс. Новая власть декларировала равноправие всех народов на труд, образование, отдых. Определен приоритетный принцип в школьном образовании – сочетание обучения на родных языках с практическим трудом, который незамедлительно стал реализовываться в повседневной жизни.

В 1920 году в Якутске состоялся съезд учителей Якутской области. Съезд принял решение по ключевым проблемам школьного образования: непрерывная система советской школы, материальное положение школьников, открытие пансионов для детей из малообеспеченных семей, обучение девочек, постановка на учет всех детей школьного возраста, всеобщий охват обучением сельских детей, обеспечение школ учебниками, инвентарем, образование и организация работы переводческой комиссии, издание учебников на родных языках местных народов, материальное положение учителей и другие.

 Совет Наркома ЯАССР 12.08.1922 г. принял постановление об обучении на якутском языке во всех школах. В 1917 году С.А. Новгородов на основе латинского алфавита создал якутский алфавит. Вышло печатное издание букварь «Якутская письменность». В 1924-1925 гг. правительство республики добилось поставки 20000 учебников из центра. Из центральных областей приехала на работу первая группа учителей. В то же время 178 представителей якутской молодежи поехали на учебу в центральные учебные заведения. Начиная с 1930 года, реализация программы ликвидации безграмотности – обязательного всеобщего начального образования осуществлялось с широким размахом.

В 1927-1928 гг. на территории улуса в 6 начальных, 3 неполных средних школах обучалось 627 человек. Еще в 1920 году в Борогонском, Дюпсюнском улусах отмечено функционирование по одной школе по обучению взрослого населения.

В таблице представлено состояние уровня грамотности населения в некоторых наслегах Борогонского улуса в 1927-1928 гг. до начала реализации программы всеобщего обязательного начального образования.

Таблица

Численность населения, в том числе грамотного, некоторых наслегов Борогонского улуса в 1927-1928 гг.

Наименование наслега

Население

Умеющие читать-писать

Владеющие русским языком

Всего

В т.ч. женщины

В т.ч. мужчины

 

1

2

3

4

5

6

1

1 Берт-Усовский

518

238

279

36

15

2

1 Курбусахский

833

373

460

28

-

3

2 Курбусахский

827

429

392

6

-

4

2 Легойский

581

274

307

24

16

5

Сасылыканский

682

338

344

16

-

6

1 Соттинский

983

433

550

62

-

7

СыІахский

1294

604

690

48

27

8

Хоринский

1057

503

554

40

-

 

Всего

6763

3187

3576

260

58

 

В таблице не приведены данные по 2 Берт-Усовскому, 1,2 Ольтехскому, 2 Соттинскому, 1 Легойскому наслегам, что не позволяет получить цельную картину уровня грамотности по улусу. В то же время даже при недостаточности сведений таблица позволяет увидеть почти реальную картину образованности населения.

В 1930 году к образованию Усть-Алданского улуса на его территории проживало 9530 человек в возрасте от 16 до 50 человек. Из них 5772 человека – неграмотные, для обучения которых привлекли школы для взрослых, специализированные группы, отдельные лица из числа активистов. В результате сложилась следующая тенденция:

В 1934 году из 5772 неграмотных 2084 человек научились читать-писать, в 1939 году из 2266 неграмотных – 1472 чел., в 1940 году из 1030 – 450 чел. В 1942 году по всему улусу осталось 149 человек неграмотных.

05.09.1942 году на 12 сессии Усть-Алданского районного Совета, посвященной 20-й годовщине образования ЯАССР, в юбилейном докладе заведующий отделом пропаганды, агитации РК ВКП (б) Алексеев Г.Г. отметил: «В настоящее время в основном завершена сплошная грамотность населения. Если не считать 149 неграмотных. Грамотность составляет 98%. В нашем районе всеобщее первоначальное обучение завершено. В 1931-1932 учебном году было 26 школ, где учились 2872 детей. Почти во всех наслегах были созданы школы, для того чтобы 100% охватить детей школьного возраста. В 1942-1943 учебном году имеется 9 начальных, 8 неполных средних, 1 средняя школа, где обучаются 2200 учащихся» (Усть-Алданский райархив: фонд 1, опись 1, ед.хр. 5, стр.8,9).

Динамичному развитию образования в улусе способствовали целенаправленные согласованные взаимодействия населения, общественности, руководства по строительству зданий школ, укреплению их материально-технической базы, обеспечению кадрами. Так, за период 1929- 1937 гг. в улусе возведено 13 зданий типовых школ на 1746 учащихся. Лидером, вдохновителем народа явился герой гражданской войны Г.В. Егоров. По его инициативе и под его непосредственным руководством построены в Танде, Бярийе, ЧараІайе, Усь-Кюеле 6 типовых зданий школ на 900 мест, о чем написано в 03.01. 1934 году в газете «Кыым». Школы района в основном обеспечены учителями, уровень образования которых за период 1938-1941 гг. приведена в следующей таблице.

Таблица

Уровень образования учителей Усть-Алданского района в 1938-1941 гг.

Учебные годы

Всего учителей

в том числе с образованием

малым

средним

н-з высшим

высшим

1938-1939

118

65

49

4

-

1939-1940

115

52

54

8

1

1940-1941

124

41

59

22

2

 

В годы войны

 

Великая Отечественная война принесла нечеловеческие испытания, немереного горя:

1.                 Призваны на фронт и ушли воевать 2187 человек – золотой фонд работоспособных, здоровых мужчин. Вся тяжесть трудовых будней на тыле в годы засухи возложена на хрупкие плечи женщин, детей, немощных стариков.

2.                 В 1940 г. в улусе родилось 902 детей. Этот показатель остается недосягаемым в течение последующих 70 лет. В годы войны родилось детей: 1941 г. – 703, 1942 г. – 399, 1943 г. – 160, 1944 г. – 312. Рост численности населения

3.                 Лето 1941-1942 гг., первая половина 1943 г. выдались засушливыми. В некоторых колхозах, наслегах тяжелое положение усугубилось отсутствием опыта, мудрости у руководителей. Непосильный труд, голод  обусловили значительные людские потери. Особенно пострадали старики, многодетные матери. В 1941 г. умерли 1016, 1942 г. – 983 жителей улуса.

4.                 Для подготовки сена общественному скоту многие выехали в другие районы. Вместе со скотом вынуждены были зимовать в Намском, Кобяйском, Орджоникидзевском районах, пригородах г. Якутска. Обратно возвратилась малая толика эвакуированного скота. Особенно семьи лишились своего и так малочисленного частного скота.

В это трагическое время руководства улуса, наслегов, колхозов делали все возможное для сохранения народного образования, их решения были нацелены на перспективу. В результате количество школ не сократилось, численность учащихся оставалось стабильным, что наглядно видно из последующей таблицы.

Таблица

Количество школ и численность учащихся в Усть-Алданском улусе за 1941-1945 гг.

Учебные годы

Количество школ

Численность учащихся

всего

в том числе

начальные

неполные средние

средние

1941-1942

18

9

8

1

3092

1942-1943

18

9

8

1

2179

1943-1944

18

9

8

1

2113

1944-1945

18

9

8

1

2051

 

 В эти годы открытие государственных интернатов стало огромным подспорьем для получения образования детей фронтовиков, детей-сирот. В интернатах были предусмотрены в1941 г. – 50 мест, 1942 г. – 700, 1943 г. – 400, 1944 г. – 460 мест.

В 1941 г. интернат открыли в Мюрюнской начальной школе с. Томтор, из 50 мест 15 предполагали  полное обеспечение детей. Директор начальной школы Замятина А.И. решала все организационные вопросы интерната. Предусмотрены штаты повара, истопника. Интернат принял своих воспитанников в суровые октябрьские дни, когда фашисты дошли до Москвы. Первыми в истории улуса интернатчиками стали: Шура Дегтярева, Ваня Дегтярев, Таня Бурнашева, Аня Бурнашева, Костя Копырин, Гоша Лугинов, Петя Мигалкин, Сеня Данилов, Коля, Еремей Турантаевы, Гоша Федосеев, Ваня Данилов.

В последующие годы количество мест в интернате значительно возросло. В 1943 г. количество мест в государственных интернатах распределилось по школам следующим образом: Мюрюнская начальная – 45, Мюрюнская средняя – 20, Дюпсюн – 45, Танда – 30, Курбусах – 45, Чаранай – 30, Орто-Эбэ – 40, Наяхи – 30, Тюлях – 10, Соттинцы – 5, Сынах – 10, Сасылыкан – 10, Онер – 30, 1 Олтех – 20, Оспех – 10, Бярия – 20.

Колхозы рядом со школами организовывали общежития для школьников. В 1943-1944 гг. 697 детей учились, проживая в 47 общежитиях.  Детей фронтовиков колхозы обеспечивали питанием, жильем, в своих интернатах создавая условия для обучения 780 детей.

В 1942 г. открылся детский дом с 40 воспитанниками в селе Соттинцы для детей погибших фронтовиков. В 1945 г. численность воспитанников возросла до 60. Мудрое решение коллектива о создании личного подсобного хозяйства облегчило проблемы обеспечения питанием. В 1945 г. содержали 5 коров, 4 лошадей, выращивали картофель, овощи, собирали ягоды.

К сожалению, многие дети более зажиточных по тем временам семей, оставшиеся без довольствия государства, колхозов; также дети семей, переехавших в другие улусы для присмотра за общественным скотом, остались за бортом образования. Они стали костяком тружеников сельского хозяйства того времени.

Несмотря на все трудности, учителя бесперебойно снабжались жильем, топливом. Колхозы несли обязательное «бремя» ремонта, снабжения топливом школ. Директора, заведующие школами, чувствуя особую личную ответственность, прилагали все усилия по созданию условий для обучения, воспитания школьников. Борисов С.И., Дегтярев И.И., Мигалкин В.Н., Готовцева М.С., Бурнашева А.И., Мигалкина М.С., Находкина Е.Е., Румянцева В.П., Стручкова М.М., Аманатов И.П., Дьяконов С.К., Аржаков С.Т., Петухов И.Н., Пестряков П.П., Говоров Н.М.. Петров Д.Д.. Никифоров С.И. и другие заслуживают искренней признательности, глубокой благодарности. В эти тяжелые годы Готовцев Г.А.. Винокуров Ф.Е., Оноппров С.О.. Тарскай Н.Н., Корнилов Н.Е., Сивцева Е.М., Цыпленкова Г.И., Белямова Е.К., Винокурова Е.М., Васильев Д.Е., Пестрякова А.Д., Копырина В.М., Неустроева М.Д., Бурцев Н.П., Стручков Г.М., Готовцев И.Ф., Мигалкина А.Д. и другие стали ангелами-хранителями для школьников улуса.

Многие учителя ушли на фронт, поэтому ряды учительства пополняли желающими с неполным образованием.

Таблица

Уровень образования учителей Усть-Алданского района в 1942-1944 гг.

Учебные годы

Количество учителей

всего

в том числе с образованием

высшим

неполным высшим

специальным средним

средним

малым

1942-1943

86

1

8

44

31

2

1943-1944

92

3

7

30

11

41

 

Особое внимание уделялось заочному обучению учителей, например, в 1945 г. обучалось заочно в педагогическом училище – 23 учителей, учительском институте – 28, педагогическом институте – 6 учителей.

Руководство района, наслегов, колхозов всегда внимательно относилось жилищно-бытовым условиям учителей. В 1944 г. из 97 учителей 14 человек были приезжими специалистами. 33 учителя имели коров. По распоряжению райисполкома колхозы передали 18 коров в личное хозяйство учителей. К этому году учителя в полной мере были обеспечены жильем, топливом, электричеством. В 1945 г. учителям первыми в районе выданы специальные талоны на получение 3 м ткани на костюмы, 16 м хлопчатобумажной ткани.

По пути перспективного развития

Развитие образования тесно связано с реализацией партией, правительством культурной революции в национальных регионах страны. Законы всеобщего обязательного начального, неполного среднего, общего  среднего образования успешно претворены в жизнь.

В улусе начальное образование реализовано в 1932-1940 гг., неполное среднее образование: семилетнее – 1952-1957 гг., восьмилетнее – 1961-1962 гг..

Сначала открыты школьные государственные интернаты, затем колхозные интернаты. С 1961 г. начали работать группы продленного дня. В 1938 г. открыты первые ясли для детей дошкольного возраста, в 1943 г. – детские сады, 1989 г. – детские сады-школы.

С 1946 г. работают вечерние школы для рабочей молодежи, 1972 г. – вечерние очно-заочные школы, 1961 г. – учебные консультационные пункты. С 1960 г. укрепилась взаимосвязь школы и производства. В связи с этим в неполных средних школах открылись восьмые, средних школах – одиннадцатые классы. Вопросы политехнического образования успешно решены в Мюрюнской, Тандинской, Дюпсюнской школах.

Труд ученических производственных бригад, летние лагеря труда и отдыха на высоком уровне организованы в Дюпсюнской, Наяхинской, Легойской, Соттинской, Сырдахской, Курбусахской, Чаранской средних школах. Живые уголки, пришкольные опытные участки появились в школах с 1950 г. Этот аспект работы лучше был поставлен в Мюрюнской средней. Соттинской, Орто-Эбянской, Тандинской, Легойской неполной средней школах. Инициаторами являются учителя-энтузиасты Данилов Г.В., Еремеева Е.А., Колодезникова А.Я., Егорова А.Н., Петухова М.Н.

Начиная с 1930 г., разносторонняя деятельность комсомольских, пионерских организаций способствовало воспитательной работе. На переднем плане шли Бярийинская, Тандинская, Орто-Эбянская, Чаранская, Дюпсюнская, Мюрюнская школы.

С 1943 г. началось тимуровское движение. В 1954 г. открылся Борогонский дом пионеров, первый директор – Протопопов А.И.

С 1960 г. распахнулись двери Ленских комнат в Мюрюнской, Дюпсюнской школах, ленинских музеев – в Легойских, Тандинских школах.

В 1957 г. открыта Борогонская музыкальная школа, филиалы которой действовали в Курбусахе, Соттинцах.

В 1966 г. основана детская спортивная школа в Борогонцах, филиалы которой успешно воспитывали юных спортсменов в Курбусахе, Сырдахе, Дюпсюнцах, Соттинцах, Легое, Наяхи.

В 1972 г. энтузиастом В.С. Парниковым в Мюрюнской восьмилетней школе организован детский ансамбль песни и танца «Кэнчээри», впоследствии ставший народным и прославившим республику за ее пределами.

С 1945 г. начались походы учащихся по изучению родного края. Пропагандистами туризма стали в Мюрюнской средней школе Данилов Г.В., Курилкин Н.А., Никифоров А.А., Дюпсюнской – Борисов П.П., Стрекаловский И.Д., Сивцев А.И., Легойской – Жирков И.Д., Горохов С.Т., Максимов В.В., Никифоров Д.А. Первый слет юных туристов проведен в 1959 г. в Мюрю под началом Курилкина Н.А. В республиканских слетах туристы Дюпсюнской средней школы восемь раз занимали первые места, пять раз становились призерами.

Музейное дело берет свои истоки с 1956 г. В тот год организованы в Мюрюнской средней школе краеведческий музей Даниловым Г.В., Дюпсюнской средней школе краеведческий музей Стрекаловским И.Д., музей космонавтики Жирковым И.Д., Легойской средней школе музей якутского языка и литературы Афанасьевым В.Ф., ленинский музей Оготоевым П.В., музей Макаренко А.С. Дьяконовым Л.И., своим примером вдохновившие других на краеведение. Инициаторами работы с детьми по месту жительства стали в Легойской средней школе Оготоев П.В., Дюпсюнской средней школе Егорова Е.И.

С 60-х гг. пионерами обучения школьников народному прикладному, декоративному и техническому творчеству признаются в Мюрю - Бурцев Н.П., Тролуков М.Н., Дюпсюне – Сивцев В.Ф., Жирков И.Д., Легое – Бурнашев Г.П., Танде – Бурцев Г.Н., благодаря усилиям которых традиционно стали проводится выставки творчества юных дарований.

С 60-х гг. в учебных планах, программах стало уделяться большое внимание научным аспектам обучения. Реализация совершенствованных планов и программ стало возможной в результате внедрения технических средств обучения, специализированных кабинетов для лабораторных, практических работ, широкого применения дополнительной литературы. Первыми в улусе эффективность использования кабинетного обучения доказали: по русскому языку и литературе Рыбкина И.П. (Мюрю), Бурнашев Г.В. (Курбусах),  по якутскому языку и литературе Афанасьев В.Ф. (Легой), Сивцев И.К. (Дюпсюн), по физике Васильев Е.С. (Мюрю), Софронов Г.А. (Онер), по биологии Егорова А.Н. (Танда), Пермякова А.П. (Курбусах), по математике Жиркова А.П. (Дюпсюн), Максимова С.Е. (Мюрю), Гоголев М.А. (Сырдах), по географии Жирков И.Д. (Дюпсюн), по химии Бурнашев А.В. (Курбусах), Еремеева Е.А. (Мюрю), Ушницкая А.Н. (Дюпсюн), по иностранному языку Сыроватская Т.Д. (Дюпсюн).

Мастерские по трудовому обучению способствовали повышению качества привития практических навыков учащимся. Материально обеспеченные, укомплектованные кабинеты появились, благодаря усилиям Бурцева Н.П. (Мюрю), Сивцева В.Ф. (Дюпсюн), Бурнашева Г.П. (Легой), Гоголева И.И. (Соттинцы), Бурцева Г.Н. (Танда) и других.

Федоров А.И. (Мюрю), Новгородов Н.Н. (Танда) организовали  первыми кабинеты производственного обучения, что повысило уровень трудового воспитания школьников.

С 70-х гг. началось внедрение углубленного обучения одаренных детей предметам естественно-математического, гуманитарного циклов. Так, в 1966 г. в Мюрюнской средней школе открыт физико-математический класс. Углубленное обучение учащихся основали Бурцев К.А., Жирков Е.Н., Зайцева А.Д., Максимова С.Е. и другие. За ними последовали Жиркова А.П. (Дюпсюн), Гоголев М.А. (Сырдах). По русскому языку и литературе первым углубленное обучение основал Бурнашев Г.В. (Курбусах).

Обучение детей шестилетнего возраста в Легойской средней школе в 1963-1964 учебном году начала Мигалкина М.С., успешно продолжили в 70-х гг. Мигалкина Р.В., Павлова А.С., Курилкина М.В. (Легой), Пухова М.В. (Мюрю). В 80-е гг. для обучения шестилетних детей  были созданы все требуемые условия как обязательной составляющей учебного процесса.

Во второй половине 80-х гг. особое значение приобрело обучение иностранным языкам. В 11 детских садах, начальных классах 13 школ стали изучать иностранные языки, что стало основой для внедрения экспериментальной площадки Министерства образования в Легойской средней школе, впоследствии Саха-бельгийской гимназии.

Начиная с 60-х гг., проведена системная последовательная работа по применению в практической деятельности обучающих, воспитательных технологий педагогов-новаторов России, Советского Союза. Внедрение передового опыта Сухомлинского В.А., Амонашвили Ш.А., Шаталова В.Ф., Лысенковой С.Н., Ильина Е.Н., Занкова Л.В., Эльконина-Давыдова В.В. и других качественно отразилось на деятельности многих школ.

Реализация концепции развития национальных якутских школ в 90-е гг. вдохновила педагогов, способствуя раскрытию их творческого потенциала, поднимая уровень технологий, методик обучения и воспитания на высокий уровень. Национальные традиции, обычаи, фольклор, история стали прочной основой образовательного процесса.

Развитие экономики, культуры, уровня жизни напрямую зависит от применения достижений научно-технического прогресса в практической деятельности. С 60-х  гг. образовательный процесс более быстрыми темпами обеспечивался научными программами. В связи с этим министерство образования республики, институт по повышению квалификации учителей проводили всеохватывающую значительную работу по изучению, обобщению и распространению передового опыта, применению инновационных технологий, повышению квалификации педагогов, обеспечению методическими пособиями. Претворение этих направлений в деятельность педагогических коллективов нашего улуса в 60-70-х гг. осуществлялось под началом заведующих отделом народного образования В.И. Протодьяконова (2 года), Степанова А.П. (3 года), заслуженного учителя ЯАССР И.С. Портнягина (12 лет), заведующего методическим кабинетом отличника просвещения РСФСР Колодезникова Н.С. (21 год). Ими уделялось огромное внимание налаживанию плановой работы по контролю и проверке учебно-воспитательной работы школ; оказанию методической помощи; освещению передового опыта в районных, республиканских средствах массовой информации; участию в педагогических чтениях; выдвижению лучших докладов в республиканских конкурсах и их опубликованию в изданиях института; проведению семинаров, конференций по теоретическим и методическим вопросам; пропаганде и внедрению передового опыта учителей  СССР и РСФСР. Добились приоритета заведующих учебными частями школ в организации работы предметных методических объединений. Всегда перевыполнялся план по направлению учителей, руководителей школ в республиканские, российские курсы по повышению квалификации. В результате опыт лучших учителей района Насыровой М.С., Винокуровой Е.М., Винокурова Ф.Е., Пуховой М.В., Матвеевой Е.И., Пестрякова П.П., Оготоева П.В., Никифоровой А.И., Бурнашева Г.В., Говоровой А.М., Бурцева Н.Д., Курилкина Н.А., Сивцева И.К., Румянцевой В.П., Семенова И.Н., Копыриной М.К., Турантаева М.И., Бурцева К.А., Максимовой С.Е., Зайцевой А.Д., Васильевой И.Е., Васильева И.С., Охлопкова В.И., Босикова Д,Д., Данилова Г.В., Еремеевой Е.А., Егоровой А.Н., Колодезниковой А.Я, Бурцева Н.П., Бурнашева Г.П., Сивцева В.Ф., Тролукова М.Н., Жиркова И.Д., Федорова А.И., Кондратьева И.Х. и д. получил известность в педагогической общественности республики.

В 80-90-е гг. 20 века и начале 21 века заведующими отделом народного образования работали заслуженный учитель РС (Я) Данилов И.Н. (10 лет), почетный работник образования РФ Местников П.П. (10 лет), отличник образования РС (Я) Дегтярев И.И. (6 лет), заведующими методического кабинета – заслуженный работник образования РС (Я), заслуженный учитель РФ Филиппов В.И. (8 лет), отличники просвещения РСФСР Никонова У.К. (3 года), Троева К.Н. (10 лет), отличник образования РС (Я) Колодезникова А.Н. (5 лет). Далее развивая эффективные формы работы, положили начало творческим отчетам лучших педагогических коллективов, учителей на местах; конкурсам «Лучший учитель года», «Лучший воспитатель года», «Лучший по профессии года»; научно-практическим конференциям; семинарам, курсам по ознакомлению и применению современных технологий обучения, воспитания учителей-новаторов улуса; мероприятиям, посвященным научно-исследовательской работе школьников; оказанию методической помощи педагогами на местах, разнообразным формам обмена опытом между школами и учителями. Результаты и достижения учебно-воспитательной работы школ, детских учреждений и отдельных педагогов обобщались в брошюрах, буклетах и другой печатной продукции. Участие коллективов, педагогов, учащихся на конкурсах, выставках, смотрах, олимпиадах российского, республиканского уровня требовала значительных организационных усилий. Углублялось профильное обучение, ориентированное на приобретение знаний и навыков с учетом пожеланий учащихся и их родителей. Практиковался выезд работников образования в российские города и за рубеж для ознакомления с новейшими технологиями на местах; обучение руководителей школ в центральных курсах. Особое внимание оказывалось внедрению требований национального регионального компонента в обучении. Все это способствовало появлению плеяды учителей, упорно занимающихся экспериментальной исследовательской работой, соответствующей духу времени. Лучшие педагоги улуса Аммосова А.С., Федорова М.С., Заровняева М.В., Крылова Е.Г., Мигалкин Г.Г., Заболоцкая С.В., Аммосова Т.К., Татаринова З.И., Новоприезжая М.А., Мухина В.П., Гоголев М.А., Жиркова А.П., Дьячковская Матр. Н., Дьячковская Мар. Н., Дуткина Т.Е., Егоров И.И., Оготоева К.П., Васильева М.П., Васильев А.К., Ефимова Е.Р., Охлопков П.С., Троева В.И., Сокольникова А.С., Готовцева Л.Г., Свинобоев Н.Н., Ушницкая С.П., Прядезников Ф.Д., Пермякова А.П., Дегтярева Р.Н., Лыткина А.П., Нафанаилова С.Е., Ксенофонтова Л.В., Аммосова М.В., Бурнашева М.М., Бурнашева В.И., Говорова Е.Г., Гоголева Л.И., Дорофеева Т.М., Леонтьева Л.Л., Говоров Ф.Е., Тарскай Н.Н., Бурцев Г.Н., Гоголев И.И., Бурцев И.И., Прибылых Н.М., Абрамова К.В., Николаев Н.А., Говоров И.Е., Румянцев С.В., Захаров И.М., Халдеев И.А., Татаринов С.М. и другие получили признание своих коллег в республике.

Политическое, экономическое, социальное, культурное развитие страны ставит перед школой все более современные задачи по воспитанию здоровых, интеллектуально развитых, владеющих основами наук, всесторонне подготовленных к взрослой жизни, владеющих трудовыми навыками, ответственных за свои поступки граждан. Для достижения этих задач появилась необходимость в центре, объединяющей усилия педагогического коллектива, родителей, общественности по разным направлениям обучения учащихся во внеурочное время в условиях школы и за ее пределами. Претворение в жизнь идеи осуществлялось планово. Так, в школах создавались кружки – предметные, технического - прикладного, декоративного творчества, художественной самодеятельности, краеведения, юннатов, спортивные, туристические секции, школьные музеи.  Музыкальные, художественные, спортивные школы, детские центры и клубы привлекали школьников. Пионерские, комсомольские организации школ стали движущей силой учащихся, школой самоуправления. Начиная с 60-х гг. 20 века, из года в год разноплановые мероприятия, соревнования, смотры, конкурсы, слеты, конференции стали проводится все с большим размахом. С 1967 г. в школах предусмотрели штат организатора воспитательной работы, тем самым централизуя руководство учебно-воспитательную работу во внеурочное время. С 1992 г., согласно приказу Министерства образования РФ № 405,  должность организатора приобрел статус заместителя директора по воспитательной работе. Эффективность централизации воспитательной работы в школах способствовало возникновению добрых традиций, достижению творческих высот, сплочению родителей, общественности вокруг школы, их взаимовыгодному социальному партнерству. В воспитательной работе внедряются новые технологии, основанные на достижениях педагогической науки. Так, в школах предусмотрены штаты социальных педагогов, психологов. Интересна практическая работа логопедических служб в школах.

Широкое признание своим многолетним творческим трудом получили заместители директора по воспитательной работе: в Мюрюнской средней школе № 1 Ушницкая С.П. (9 лет), Бурцева С.М. (10 лет), в Сырдахской средней школе Гоголева Е.И. ( лет), Тумульской средней школе Аммосова Е.П. (13 лет), Васильева Ф.В. (9 лет), в Тандинской средней школе Васильев Е.К. (9 лет), Матвеева Е.И. (8 лет), в Легойской средней школе Петухова Т.М. (13 лет), в Тулунинской средней школе Бурнашева И.Т. (7 лет), в Мюрюнской средней школе № 2  Гуляева Н.Ю. (6 лет), в Мындабанской средней школе Копырина В.И. (6 лет) и другие.

В отделе народного образования улуса координацию работы заместителей директоров по воспитательной работе, проведение мероприятий  на улусном уровне, организацию участия команд улуса на мероприятиях республиканского уровня добросовестно обеспечивали инспектора, методисты Андросов К.П.,  Охлопкова Р.В., Андросова К.Н., Захаров И.М., Никифоров А.А., Дарамаева С.Н., Копырина А.И., Бурнашев П.Н., Горохова Е.Т., Колодезникова А.Н., Саввинов С.Д., Троева Е.К., Татаринова З.И., Винокурова Р.И., Заболоцкая Л.С. и другие.

С 2003 года в улусном управлении народного образования организован отдел по руководству воспитательной работой и учреждениями дополнительного образования. Штат отдела предусматривает методиста, психолога, логопеда, социального педагога. Первым начальником отдела является Заболоцкая Л.С., имеющая стаж директора школы – 6 лет, инспектора – 4 года.

Для решения современных задач обучения, воспитания учащихся  неутомимо трудятся коллективы 2 гимназий, 21 средних, 8 неполных средних, 4 начальных школ, Орто-Эбэнской СКШИ, Борогонской спортивной школы, Борогонского детского центра, Мюрюнские станции юннатов и юных техников, Дюпсюнский музей космонавтики, народный детский ансамбль «Кэнчээри» и других. Из них флагманами считаются: экспериментальные площадки Министерства образования РС (Я) Мюрюнская юношеская гимназия «Уолан», Саха-Бельгийская гимназия; Курбусахская средняя школа им. Н.Н. Окоемова с углубленным изучением языков в национальной школе; Дюпсюнская средняя школа им. И.Н. Жиркова с многопрофильным обучением педагогического направления; Соттинская средняя школа с ориентацией на воспитание личности в условиях профильного обучения; Мындабанская спортивная общеобразовательная средняя школа, нацеленная на интеллектуальное развитие ученика-спортсмена; Бейдигинская средняя школа с межшкольным интегрированным обучением; Хомустахская неполная средняя школа с профориентационным уклоном; Чаранская средняя школа с углубленным изучением предметов художественно-прикладного цикла; Наяхинская средняя школа-детсад с направлением развития ребенка как  личности в сельских условиях; некоммерческое автономное учреждение «Мюрюнская станция юных натуралистов» с приоритетом «друзья союза добрых дел».

Высокое признание населения, общественности на местах заслужили директора, внесшие неоценимый вклад в укрепление материально-технической базы, технической оснащенности школ, обеспечение их квалификационными кадрами: в Мюрюнской средней школе № 1 Никифоров А.Г.(13 лет), Колодезников И.С. (8 лет), в Дюпсюнской средней – Васильев В.Д. (5 лет), Гоголев Б.С. (7 лет), в Тандинской средней – Аммосов Н.П. (8 лет), Новгородов Н.Н. (9 лет), Егорова Н.М. (14 лет), в Тумулской средней – Прокопьев В.М. (13 лет), Находкина Т.П. (12 лет), в Курбусахской средней – Портнягин И.С. (7 лет), Бурнашев Г.В. (7 лет), в Наяхинской средней – Федоров Е.Н. (8 лет), Гаврильев П.А. (9 лет), Готовцев С.С. (10 лет), в Сырдахской средней – Черкашин Г.Г. (7 лет), в Соттинской средней – Абрамов М.Н. (10 лет), Петухова И.М. (16 лет),  в Легойской средней – Данилов И.Н. (11 лет), Прядезников Ф.Д. (8 лет), в Бейдигинской средней – Охлопков П.С.(15 лет), в Орто-Эбэнской основной – Пестряков П.П. (11 лет), в Онерской средней – Софронов Г.А. (11 лет), Тарабукин И.М. (10 лет), в Тулунинской средней – Кондратьев Н.Н. (8 лет), Никифоров А.А. (10 лет), Дегтярев С.С. (9 лет), в Чериктейской средней – Босиков Г.Д. (8 лет), Попов Д.Е. (9 лет), Ушницкая В.В. (16 лет) в Бярийинской средней – Назаров П.М. (9 лет), Егоров И.И. (19 лет), в Мюрюнской средней школе № 2 Трифонов С.П. (7 лет), Солдатова С.Д. (6 лет), в Мюрюнских школах № 1 и 2 Андросов К.П. (9 лет), в Мюрюнской юношеской гимназии «Уолан» Филиппов В.И. (16 лет), в Маягасской средней – Жирков Н.Г. (10 лет), в Батагайской средней – Петров Р.П. (9 лет), в Чаранской средней – Алексеев И.А. (17 лет), Борисов В.П. (10 лет), в Соттинской средней и Хоногорской основной – Пирожков И.И. (11 лет), Татаринов В.Т. (9 лет), в Тюляхской – Жирков Г.М. (16 лет), в Оспехской средней – Румянцев И.С. (13 лет), в Окоемовкской основной – Ховров П.Н. (8 лет), в Орто-Эбенской школе-интернате Тимофеев Г.И. (21 лет), в Мюрюнской юннатской станции Жирков М.М. (29 лет), в Борогонском детском центре Колесова М.Г. (15 лет).

Совершенствованию качества учебно-воспитательной работы, повышению  квалификации кадров, внедрению образовательных технологий, сплочению педагогического коллектива, установлению славных традиций способствовал кропотливый всеобъемлющий титанический труд заведующих учебных частей школ: в Мюрюнской средней школе № 1 Оноппров С.О. (5 лет), Рыбкина И.П. (29 лет), Кондратьева М.Х. (9 лет), Татаринова З.И. (7 лет), в Мюрюнской средней школе № 2 Троева К.Н. (9 лет), в Дюпсюнской средней – Никифоров М.П. (8 лет), Ушницкая А.Н. (10 лет), Сыроватская В.Н. (15 лет), в Тандинской средней – Михайлова М.Г. (14 лет), Готовцев Г.А. (7 лет), Бурцева П.С. (7 лет), в Батагайской средней – Бурцева Р.И. (8 лет), в Сырдахской средней – Черкашин Г.Г. (15 лет), в Курбусахской средгней – Бурнашев Г.В. (6 лет), Копырина У.П. (15 лет), в Легойской средней – Прядезников Ф.Д. (8 лет), Федорова Г.М. (8 лет), в Легойской средней и Саха-Бельгийской гимназии Данилова М.И. (14 лет), в Наяхинской средней – Соловьева М.И. (9 лет), в Тулунинской средней – Васильева З.И. (9 лет), в Тюляхской средней – Громова Н.Н. (12 лет), в Тумулской средней – Попова Л.П. (25 лет), в Соттинской средней – Тарская Л.С. (31 год), в Бейдигинской средней – Охлопков П.С. (7 лет), в Усун-Кёльской основной – Мартынова М.Е. (16 лет), в Бярийинской средней – Егорова М.Д. (9 лет), в Мюрюнской юношеской гимназии «Уолан» Охлопкова Р.В. (12 лет), в Орто-Эбянской школе-интернате - Нилов П.Е. (8 лет).

Действенную методическую и практическую помощь на основе систематической проверки состояния учебно-воспитательной работы школ оказывали инспектора отдела народного образования: Егоров Г.И. (5 лет), Троев Д.Г. (6 лет), Андросов К.П. (5 лет), Васильев С.П. (13 лет), Сивцева Е.Ф. (24 лет), Дарамаева С.Н. (19 лет), Бурнашев П.Н. (14 лет), Конникова А.Е. (10 лет), Горохова Е.Т. (24 года), Саввинов С.Д. (10 лет), методисты Бурнашева Е.И. (лет), Никифоров А.А. (16 лет).

Сегодня в 24 средних (в том числе Мюрюнской юношеской «Уолан» и Саха-Бельгийской гимназиях), 7 неполных средних, 4 начальных, 1 коррекционной школах учатся 5007 детей.  37 дошкольных учреждений посещают 1478 малышей. Их обучают и воспитывают 737 учителей, 173 педагогов,  251 воспитателей.

 

Дошкольные учреждения

Осенью 1943 г. в Борогонцах открыт первый детский сад. Работали: заведующей Бурнашева Мария Семеновна, воспитателем Гоголева Матрена Семеновна, прачкой Татарова Раиса Яковлевна. Первые воспитанники около двадцати детей - якутов, русских, родители большинства которых воевали на фронте.

Массовое открытие детских учреждений в улусе началось в 60-х гг. 20 века. В 1957 г. начал действовать детский сад в с. Сырдах. Далее организованы в селах Бярия, Тулуна, Маягасс, Наяхи, Бейдингя, Арылах, Курбусах, Оспех, Онер, Танда, Усун-Кель, Кептени, Батагай, Дюпсюн, Чериктяй, Тумул.

В детских учреждениях улуса в течение многих лет неустанно трудились выпускницы дошкольного отделения Якутского педагогического училища 1950 г. Колодезникова А.Я., Охлопкова А.М., Дегтярева М.И., Куличкина А.И.

В 1965-1968 гг. инспектором дошкольного воспитания отдела народного образования работала выпускница Ленинградского педагогического института Соловьева В.Н.

В 1972  г.  открыт первый ведомственный детский сад совхоза «Лена» в с. Соттинцы.

В 70-80-х гг. прошлого столетия работа дошкольных учреждений приобрело новое дыхание.

В 1966 г. первое типовое здание детского сада построено в с. Чаран (заведующая Крылова А.Н.). Сегодня  действуют 38 дошкольных учреждений в 15 типовых зданиях. Укрепления материально-технической базы своих учреждений неутомимо добивались заведующие детских садов «Нюргусун» (Мюрю) Окоемова Е.Д., «Сардана» (Мюрю) Костромыкина И.Н., в Хоногоре Пермякова М.И., в Оспехе Сивцева С.А., в Арылахе Охлопкова У.Н.

Воспитатели дошкольных учреждений, работая по специализированным программам, всегда активно участвуют в мероприятиях на уровне улуса, республики. Так, в 1975 г. заняли третье место в республиканском смотре всесоюзных организаций детских садов колхозов и совхозов. В 1979 г. отмечены вторым местом в республиканской выставке детского творчества «Солнышко и мы». В 1980 г. добились второго места в республиканском смотре «Воспитание труду в детском саду». В 1981 г. награждены Почетной грамотой Министерства образования за активное участие в повышении квалификации работников дошкольных учреждений. В 1984 г. вручено Красное Знамя Министерства образования и профсоюза работников образования за победу в республиканском соревновании сельских дошкольных учреждений.

Из всех проводимых в улусе смотров-конкурсов наиболее эффективными можно отметить смотры «Организация и паспортизация методических кабинетов», «Обобщение и распространение передового опыта», «Знай и люби родной край».

 

С 1986 г. по 1990 г. обобщены 78 примеров передового опыта, 52 из которых преданы в республиканский институт повышения квалификации педагогических кадров и работников образования.